BMX (от англ. Bicycle Motocross) — вид спорта BMX родился в Калифорнии США в 1970-х, где подростки подражали на велосипедах своим кумирам мотокросса. На BMX’ах катаются как на грунтовых трассах и треках (дёрт), так и на асфальтированных площадках (показывая различные трюки — флэт, или флэтленд, также в рампах верт, трассах для велотриала и просто по улице — на гранях перил, скамеек, парапетов (стрит) . Но велосипеды используемые для Дёрта, Вёрта и Стрита, технически мало чем отличаются и поэтому были объединены в одну группу, под названием Фристайл.
История
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22008-05-29 23:18:04
Конструкция велосипеда отличаются сильно повышенной прочностью рамы и вилки, для надёжности при выполнении трюков. В основном велосипеды BMX имеют 20-дюймовые колёса, хотя на велосипедах BMX (для гонок) используются колёса в 24 и больше дюймов. Часто на оси колёс накручены специальные трубки (пеги), которые позволяют делать разные трюки, такие как различные грайнды (стрит) или при выполнении многих трюков во флэтленде. Маленький размер велосипедов BMX означает высокую маневренность, а большое передаточное отношение звёзд — большую скорость. На многих BMX велосипедах стоит система под названием гироротор, который даёт возможность крутить руль вокруг своей оси без ограничений или крутить раму вокруг руля не запутывая тормозные тросики, что даёт большую свободу для различных трюков (например таких, как barspin).
Поделиться32008-06-07 02:46:06
В этой статье мы попробуем разобраться, что же на самом деле такое 20-дюймовый экстрим, зачем всё это надо и ваще.
Начнём с того, что из всех так называемых "экстремальных видов спорта" у нас (т. е. в России) фристайл на велосипедах развит, пожалуй, меньше всего. Дело в том, что "все о нём слышали", но почти никто не занимается. В чём же дело ? Во-первых, дело в том, что никто у нас по-серьёзному ВМХ не раскручивает. Вот за ролики и сноубординг взялись по-серьёзному и сразу объёмы продаж поползли вверх, это стало "модно". Во-вторых, складывается впечатление, что бывший "совок" вообще выпал из мировой экстрим-культуры в плане ВМХ'а, потому как кроме как по MTV "вмхашку" больше нигде и не увидишь. Есть, правда, ещё "ЕвроСпорт", но он не всем доступен. Такая информационная изолированность и приводит к тому, что о фристайле просто ничего конкретного почти никому не известно. Это и побудило меня попробовать написать как можно подробнее о ВМХ'е именно у нас, в России-матушке.
О самом "аппарате". Фристаловый байк представляет собой простой велосипед небольшого размера, без передней и задней амортизации, с усиленной рамой, вилкой, рулём и всем-что-только-можно усилить. На модели для флэтлэнда ставят приспособление под названием GYRO, позволяющее рулю вращаться на 360 градусов и даже больше (то есть сколько угодно). При этом тормоза можно зажать в любом положении, даже если руль развёрнут на 180 градусов. В отличие от триаловых байков, у которых передняя и задняя звёздочки практически одинаковые, у ВМХ'а передняя значительно больше задней (примерно как на всех отечественных велосипедах типа "Камы", "Аиста" и т. п.). Оси колёс (то, что проходит внутри втулки) удлинённые и усиленные. Это нужно для того, чтобы наворачивать на них специальные штыри ("стаканы", "пеги"), на которые можно вставать при исполнении трюков или скользить по перилам, граням или по коупингу в рампе. Обода - алюминиевые или стальные, в идеале - хромированные, с 48 спицами (обычно), диаметром 20 дюймов. Тормоза - на тросиках, U- или V-брэйки. Гидравлику не ставят, т. к. её невозможно совместить с GYRO. Руль достаточно широкий, ручка почти достаёт до седла при повороте руля на 90 градусов (это как раз и используется при исполнении track stand'а). Само седло - скорее дань традиции, чем функциональная часть, т. к. используется крайне редко. Переключения скоростей нет (нафига ?).
Как на нём кататься. Основные варианты - рампа, трамплины (земляные в дёрт джампинге или обычные скейтерские), стрит (технический, с использованием препятствий, или "чистый", т. е. просто по естественным препятствиям на улицах (лестницы, перила, грани)) и флэтлэнд. Всё, кроме флэтлэнда, подразумевает прыжки, перевороты, грайнды и т. д. Флэт - это совсем другое. Здесь нужна не скорость и сила, а умение держать равновесие и ловкость. Эта разновидность ВМХ'а требует больше всего времени для обучения и меньше всего приспособлений - достаточно ровной баскетбольной площадки, чтобы стать лучшим. Правда, ещё нужно время, терпение и желание, но уж это зависит только от тебя. Среднее время обучения нормальному катанию - вся жизнь, у некоторых - чуть меньше, а у кого-то и больше... Во всяком случае, на роликах достижение хороших результатов занимает гораздо меньше времени (ещё один фактор, отпугивающий желающих заниматься) и сил. К тому же, если у тебя нет друзей, которые занимаются этим, начинать будет очень трудно.
Травмы. К сожалению, на байке получить травму проще простого, что невыгодно отличает его от роллов и скейтборда. Связано это с тем, что падения обычно неожиданные, да и падать приходится не только на какую-либо поверхность, но ещё и на байк, если не успеешь отбросить его в сторону. Чаще всего травмируются голени, причём и спреди (рамой, рулём), и сзади (пегами). Поэтому без защиты лучше даже и не выходить. Минимум - голени и перчатки, лучше ещё что-то напялить. В рампу без шлема вообще нельзя соваться. Поверьте мне, я неоднократно "рушился" совершенно неожиданно и падал на голову. Спасал только шлем. Совсем хорошо, если у тебя есть специальный "панцирь" на тело и налокотники - тогда тебе почти ничего не страшно. И всё же... Пожалуй, нигде больше люди столько не "ломаются", сколько на ВМХ'ах.
Одежда. Здесь самое главное - штаны и обувь. Штаны не должны быть слишком широкими, иначе будут попадать в звёздочку, что может привести к очень серьёзным последствиям. А из обуви лучше Airwalk'ов или Vans ничего не найти. Ни в коем случае не катайтесь в кедах с тонкой подошвой - пеги "прогрызут" её за пять минут ! Подошва должна быть не очень твёрдой и желательно потолще (но не "платформа"). Помните, что при достаточно интенсивном катании можно "убить" одну пару обуви за месяц (пеги на концах делают рифлёными, как напильник, поэтому одни "просверливают" подошву). Остальные элементы одежды - по твоему выбору, они не имеют особенного значения. Один совет: если не слишком жарко - не катайтесь в шортах, поберегите ноги.
Где и с кем кататься. Самое сложное - найти, с кем кататься. Вроде, в Москве есть ВМХ-еры, но даже здесь трудно их найти. Спасибо ребятам из "Экстрим Триал-Клуба", они дают покататься у них. Если же ты живёшь не в крупном городе, будь готов к тому, что тебе придётся заниматься оттачиванием своего мастерства в одиночку. Для верт-стайла подойдёт любая роллерская рампа (правда, в "мини" кататься совсем неинтересно, лучше 3-4 метра высотой). Для стрита - любой скейт-парк с трубами и трамплинами. Флэтлэндом же можно ваще заниматься где угодно, если есть площадка метров 20 на 20, сухая, плоская и твёрдая В мокрую погоду кататься бесполезно, всё намокает и кроме травм ты ничего не приобретёшь.
Уход за байком. Опять камень в огород ВМХ'а - ни один "экстрим-снаряд" не требует такого ухода, как байк. Прочистка тормозных тросов, подтягивание "стаканов", кареток, цепи, спиц, регулярная протирка тряпочкой, замена износившихся частей, смазка.... Тебе это надо ? Тормозные колодки стачиваются, тросики растягиваются и рвутся, каретки расшатываются, колёса прокалываются, покрышки стираются. Всё ещё хочешь кататься ?...Две стороны одной медали. Сначала о плохом: байк большой, с ним не пускают в метро и автобусы, а если и пустят, то очень трудно продираться сквозь толпу, с собой надо таскать кучу ключей, насос, запасные камеры и другие части, выслушивать упрёки милиции и окружающих и т. д. НО ! Каждый день проведённый на байке становится настоящим праздником, если ты сделал новую фишку, отточил старую или просто хорошо покатался. Ни ролики, ни скейт с этим не сравнятся. Это трудно, но это очень здорово ! Обо всех неприятностях сразу забываешь, когда делаешь что-то и на тебя восхищённо смотрят дети, а иногда и красивые девушки И даже бабульки порой скажут что-нибудь одобрительное.